МБОУ «Лицей №2» г. Братск​

Участник проекта

МБОУ «Лицей №2» г. Братска стал одним из трех учреждений общего образования в регионе, получивших статус базовой школы РАН.

В течение 2019-20 учебного года в нашем образовательном учреждении была пройдена фаза запуска проекта, на которой удалось реализовать следующее. Сформулирована тема инновационной деятельности базовой школы РАН: «Проектирование инновационной модели “Профильная школа – ресурсный центр” основа построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий, профессионального самоопределения интеллектуально одаренных школьников». Цель нашей инновационной деятельности коррелирует с целью федерального проекта «Базовые школы РАН». Сложно переоценить актуальность поставленной цели, поскольку формирование у обучающихся исследовательских умений, творческих способностей, так называемых навыков 21 века, уже на уровне общего образования является важным вкладом в целостную систему подготовки кадров для российской науки.

Определена модель базовой школы РАН в МБОУ «Лицей №2». Это «Профильная школа – ресурсный центр», где осуществляется обучение школьников на повышенном уровне по нескольким профилям для их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Вместе с тем эта модель обладает потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности. Наш выбор модели был осознанным, он основывался на существующем опыте работы Лицея, его потенциальных возможностях и потребностях территории.

В качестве ведущих мы выделяем два профиля, что объясняется особым укладом и традициями лицейского образования:

технологический профиль (физика, математика, информатика); 

естественнонаучный профиль (химия, биология, математика).

По инициативе Лицея в качестве расширения спектра задач проекта был введен третий профиль – информационно-лингвистический (английский язык, информатика, математика).

Итак, ключевой идеей инновационной деятельности в Лицее является намерение привлечь в школьное образование ученых научных центров, высшей школы, готовых дополнить классическое образование фундаментальными знаниями, основами философии науки и исследования. Поэтому на первый план для нас выходят образовательные коммуникации с солидными партнерами, которые реализуются через учебные предметы, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся, олимпиадно-конкурсное движение, проведение исследований, разработку проектов, социальные практики, профессиональные пробы и др.

Что же из перечисленного реализовано силами педагогов и администрации Лицея в рамках указанных направлений в 2019-20 учебном году?

В 2020-21 учебном году Лицей № 2 планирует целенаправленную систематическую работу с целью обеспечения современного качества образования выпускников через обновление содержания образования, видов образовательной деятельности, способов взаимодействия участников образовательного процесса и посредством привлечения ресурсов научно-исследовательских институтов, высшей школы, производственных предприятий региона.

В основополагающем документе – Концепции проекта «Базовые школы РАН» определены три направления деятельности таких школ. Особенности выбранной модели, а также территориальная удаленность базовой школы РАН обусловили необходимость актуализации четвертого направления.

В рамках первого направления – Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки – мы запустили c 1 октября образовательную деятельность учащихся 10-11 классов с участием сотрудников СО РАН, вузов региона. По каждой предметной области (математика, физика, информатика, биология, химия, иностранный язык) реализуются как авторские программы ученых, так и курсы, созданные педагогами Лицея. Сотрудничество учителя и ученого является залогом эффективности образовательной деятельности. Темы проектной / исследовательской деятельности учащихся ориентированы на разный уровень сформированности исследовательских умений.

Второе направление инновационной деятельности – Повышение профессиональной квалификации педагогических работников – подразумевает организацию обучения педагогов Лицея по предметам углубленной подготовки, по вопросам формирования метапредметных умений учащихся, а также по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

По третьему направлению – Укрепление материально-технической базы, необходимой для реализации целей и задач проекта создания базовых школ РАН – был выполнен тщательный анализ потребностей Лицея, составлена смета на пополнение материально-технической базы современным оборудованием. Это направление остается на сегодняшний день самым насущным и, к сожалению, самым сложным, поскольку самостоятельные действия Лицея в этом направлении сильно ограничены его финансовыми возможностями.

Четвертое направление деятельности – Организация сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями региона и Российской Федерации – мы связываем, как с потребностью во взаимодействии с другими участниками проекта в форме обмена опытом, так и с необходимостью налаживания связей с другими образовательными организациями региона, в том числе в качестве ресурсного центра для интеллектуально одаренных школьников. Социальные и образовательные партнеры Лицея – это научные институты СО РАН, вузы, другие образовательные организации города и региона, промышленные предприятия. Итак, реализация цели и задач проекта «Базовые школы РАН» связана с определенными трудностями. Однако у нас имеются большие планы и искреннее желание их реализовать. Уинстон Черчилль сказал: «Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял – причина в том, что у корабля есть цель, а у волн – нет. Если у нас есть цель, мы всегда придем туда, куда хотим».